Первые отечественные декадно-шаговые АТС

30 декабря 1950 г. Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первые декадно-шаговые АТС отечественного производства Б-3, Б-8, Б-9 (после отмены буквенных номеров в 1968 г. они стали, соответственно, АТС-223, 228 и 229). С января 1951 г. станции типа АТС-47 начали свою многолетнюю службу.

Идея разработки отечественных декадно-шаговых АТС родилась ещё до Великой Отечественной войны. Её автор, начальник телефонной лаборатории Центрального НИИ связи Гавриил Степанович Савельев, в июле 1939 г. в публикации в газете "Социалистическая связь" предложил использовать для малономерных АТС (учрежденческих, небольших населённых пунктов, колхозов) более гибкую, по сравнению с машинной, декадно-шаговую систему. К тому моменту ленинградский завод "Красная заря" взял на вооружение АТС машинного типа системы фирмы "Л. М. Эриксон ". И активно их строил – к концу 30-х городские машинные АТС работали в Москве, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Ташкенте, Смоленске, Ленинграде и других городах.

О необходимости перехода к автоматической коммутации в СССР задумались ещё в начале 1920-х гг. Такой переход потребовал выбора базовой АТС, на которой будет строиться сеть. В качестве таковых рассматривались машинные станции фирмы "Л. М. Эриксон", декадно-шаговые станции фирмы "Сименс и Гальске" и станции системы "Ротари" фирмы "Вестерн Электрик". Основным аргументом в пользу машинных станций "Л. М. Эриксон" стала, говоря современным языком, полная передача технологий. И уже в 1926-м в Ростове-на-Дону началось строительство первой в СССР автоматической телефонной станции. В 1929 г. она была сдана в эксплуатацию. Однако вопрос о создании собственной АТС не был снят с повестки. В апреле 1940 г. приказом Наркома связи Союза ССР № 240 "По вопросу разработки АТС шаговой системы и модернизации машинных АТС" была создана специальная группа специалистов ЦНИИС, его Ленинградского отделения и завода "Красная заря", которая была обязана в короткие сроки разработать аппаратуру шаговой АТС. При этом вопрос о выборе конкретной системы на тот момент ещё не был окончательно решён. Однако ещё во время войны, при обсуждении вопроса о восстановлении производства АТС, со стороны промышленности связи стали открыто звучать категорические возражения против производства машинных АТС из-за их технологической сложности и трудоёмкости. В результате мнение склонилось в пользу разработки и внедрения именно АТС декадно-шаговой системы.

В 1947 г. технический совет Министерства связи СССР официально одобрил генеральную схему развития телефонной связи на базе декадно-шаговых АТС. Производство такой АТС, названной впоследствии АТС-47, было налажено всё тем же заводом "Красная заря". С внедрением в городских телефонных сетях Советского Союза декадно-шаговых АТС появилась необходимость в промежуточном оборудовании для связи между машинными и декадно-шаговыми станциями. Оборудование было разработано в 1947 г. специалистами Научно-исследовательского института телефонной связи.

Источники:

Официальный сайт МГТС. Телефонные старожилы. http://mgts.ru/company/paper/2001/116310/

Борис Гольштейн. Этапы пути АТС // "Мир связи Connect!", № 10, 2003 http://www.office-ats.ru/content/aboutatc/istoriya/

 Д.Л. Медведев. Развитие техники коммутации каналов связи // "Электросвязь: история и современность", №4, 2005 http://www.bykhmark.ru/attachments/056_jurn_4_05.pdf